Отправить заявку на обучение

Подписаться на новости

Ваш e-mail
Ваше имя
 

Правило блуждающего квадрата. Пешечный эндшпиль

На прошлом уроке мы изучили «Правило квадрата», которое позволяет быстро понять справляется король с пешкой или нет. Отличие правила блуждающего квадрата в том, что оно позволяет понять справляется ли король с двумя неприятельскими пешками. Перейдем к рассмотрению конкретных позиций:

Если блуждающий квадрат достиг края доски, то одна из пешек проходит в ферзи. Давайте в этом убедимся. 1.e5 Kpd5 2.a5 Kp:e5 3.a6 Kpd6 4.a7 Kpc7 5.a8Ф.

Чтобы не растеряться в подобной позиции, запомните простое правило: «Если блуждающий квадрат не достиг края доски, то пешки удерживаются».

В данном случае белые не только удерживают пешки, но и уничтожают их.

1.Kpa4 d4 Бессмысленно черным стоять на месте, например: 1...Kph6 2.Kp:a5 d4 3.Kpb4 d3 4.Kpc3. >

2.Kpb3! Плохо 2.Kp:a5, так как в этом случае черная пешка d проходит в ферзи. 2.Kph6 Ничего не дает 2...a4 3.Kp:a4 d3 4.Kpb3 d2 5.Kpc2. 3.Kpc4 a4 Нельзя 3...Kp:h5 из-за 4.g7

4.Kp:d4 a3 5.Kpc3 a2 6.Kpb2 Белые забирают черную пешку и идут королем на помощь к своим пешкам. Черные, в свою очередь, ничего не могут сделать, так как на Kp:h5 всегда последует g7.



В этой позиции блуждающий квадрат так же не достиг края доски, а значит, черный король удерживает пешки. Но уничтожить их, в отличии от предыдущего примера, он не сможет, так как расстояние между пешками 3 клетки. Поэтому запомните еще одно правило: "Если расстояние между пешками 3 или более клетки, то король может лишь удержать эти пешки, но не уничтожить".


Главное для белых здесь не двигать пешки вперед, а дождаться пока черный король сам подойдет к одной из пешек. 1.Kpf3 Не проходило 1.а4 ввиду 1...Kpb4 2.e4 Kp:a4 3.e5 Kpb5 4.e6 Kpc6 5.e7 Kpd7. Плохо и 1.Kph3 из-за 1...Kpd3 2.a4 Kp:e3 3.a5 (3.Kpg2 Kpd4 – король догоняет пешку) 3...Kpf2 4.a6 g2 5.a7 g1Ф 6.а8Ф Фg3 мат. 1...Kpc3 Только так. Нужно держаться посередине и ждать, пока белые сами продвинут одну из пешек. Проигрывало 1...Kpb3 2.e4 Kpc4 3.a4 и блуждающий квадрат достиг края доски, соответственно, одна из пешек пройдет в ферзи.

2.e4 Если 2.Kpg2, то после 2...Kpc4 все вернется к начальной позиции. 2…Kpd4 3.a4 g2

Белые вынуждены взять пешку g2, иначе она пройдет в ферзи. 4.Kp:g2 Kp:e4 5.a5 Kpd5 6.a6 Kpc6 7.a7 Kpb7 8.Kph3 Kp:a7 9.Kp:h4 Ничья.


Автор статьи Андрей Терсинцев.

Другие статьи о пешечном эндшпиле:

Правило квадрата
Ключевые поля
Прорыв в пешечном эндшпиле

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить